Петербург для художников – не просто факт биографии, но потрясающий источник художественных впечатлений. Здесь внимательный глаз различает множество оттенков и переходов цвета, особенно на закате. Белые ночи постепенно приучают живущих здесь не удивляться неочевидному источнику света. А линии строгих городских ансамблей позволяют искать гармонию и равновесие в собственных композициях.
"В противоположность южному климату, где ночь приходит сразу, где день это вспышка огня, которая стремительно охватывает горизонт, страны Севера показывают с приходом или угасанием дня целую гамму тонов совершенной живописности и неописуемой гармонии".
Александр Дюма.
День первый
Главными героями нашего авторского тура станут художники Куинджи и Рерих, их предшественники, современники и потомки. И Город на берегах Невы.
В Петербурге царят плавные горизонтали, подчиненные течению царственной Невы. Шпили и купола в небесной линии старого города нередко рисовали мастера опытные и начинающие. И "уроки" Петербурга были так же важны, как и замечания профессоров Академии Художеств.
Безусловно, мы поговорим о классической системе воспитания (взращивания) художника, заглянем в традиционные места ученических пленэров. Вспомним о преподавательском пути Архипа Ивановича Куинджи, заглянем в его мастерскую.
Экскурсия в музей-квартиру Архипа Куинджи
Пытаясь понять секрет удивительных пейзажей Куинджи, современники будут говорить о неземных «лунных» красках художника и даже его сделке с дьяволом. Секрет оказался гораздо проще - друг Архипа Ивановича - Дмитрий Иванович Менделеев со всем арсеналом тогдашней химии и собственным гениальным умением решать сложные задачи пришел на помощь. А в перерыве между экспериментами с красками, друзья играли в шахматы или заглядывали в здешние кабачки, вдохновлялись цветом (и вкусом) гранатового вина.
Обед с бокалом гранатового вина
Учителем не только живописи, но и жизни называл Куинджи один из самых известных его учеников – Николай Рерих. В особняке известного коллекционера Михаила Петровича Боткина с 2003 года работает музей-институт семьи Рерихов. В сохранившихся интерьерах старого петербургского дома мы прикоснемся к художественному наследию Николая Константиновича, попытаемся понять, что взял он из стен Академии Художеств, а от чего постепенно отошел.
Экскурсия в музей-институт семьи Рерихов (в особняке Боткина)
Отправление в Гатчину. Ночевка в отеле «Гатчина»
День второй
Продолжим знакомство с судьбой Николая Рериха в Изваре, с которой связаны 26 лет его жизни и самые яркие впечатления детства и юности. Внутренняя связь Николая Константиновича с Изварой не прерывалась до конца его жизни. «Все особенное, все милое и памятное связано с летними месяцами в Изваре» – писал художник.
Здесь нас ждут восстановленный господский дом старинной усадьбы и старый парк в долине реки Изварки, где природа и история слиты воедино.
Экскурсия в музей-усадьбу Н.Рериха в Изваре
В наследство от Рериха остались не только картины, но и высокое стремление к выходу за пределы обыденности и земной реальности. Его духовные последователи и сегодня творят и открывают новые галереи и культурные центры.
Посещение нового творческого центра Извара -15, общение с основателями
Обед из фермерских продуктов
Вот уже не первый год рядом с Музеем-усадьбой Рерихов, работает Культурный Центр ИЗВАРА 15, эффектно выделяющийся в сельской местности своим современным подходом. В его состав входят:
• Арт-кафе русско-индийской кухни
• Галерея космизма Олега Высоцкого
• Выставочно-концертный зал ЛАДА