Православный праздник, отмечается 28 октября (10 ноября).
Святая Параскева («пятница» - буквальный перевод ее имени с греческого) жила в Малой Азии, в городе Иконий, предположительно в III веке. Ее родители-христиане долго не имели детей, поэтому, когда родилась, наконец, дочь, назвали ее и по дню ее появления на свет и в память о страстной пятнице. Повзрослев, Параскева приняла обет безбрачия и занялась проповедью христианства. Во время гонений на христиан ее схватили и после мучительных истязаний обезглавили.
На Руси Параскева Пятница была самой почитаемой святой, ее икона украшала божницу в каждом доме. В ее образе ученые находят реминесценции древнеславянского культа богини Мокоши, очень важного в дохристианские времена. Параскева Пятница считалась покровительницей домашнего очага и семейного счастья, а также женщин – «бабья заступница». Кроме того, хранила Параскева и все живое – землю, поля, домашний скот и особенно коров-млекопитательниц. Ей посвящали первый обработанный сноп льна, ее икону на праздник украшали лентами и монетами, душистыми травами, около нее освящали плоды. Святая Параскева считалась также покровительницей торговли и путешествующих, именно поэтому в пятницу – Параскевин день – устраивали ярмарки. Очень часто на развилке дорог ставили часовни, посвященные святой, или же просто столбы с ее образом – чтобы путешественники могли помолиться своей заступнице. Эти столбы называли «пятницами». Уезжавших в далекую дорогу провожали до «пятницы», там же и встречали вернувшихся из путешествия. Отсюда и пошла известная поговорка «Семь пятниц на неделе» - значит, каждый день кого-то встречали-провожали. Девушки украдкой бегали к «пятнице» помолиться о суженном.
Празднование Параскевы Пятницы было окружено множеством обрядов и суеверий. В этот день существовал запрет на многие виды женской работы – нельзя было шить, прясть, ткать, стирать, а также купаться и купать детей. В этот день женщины старались посетить службу в церкви – молитва Параскеве считалась необыкновенно действенной, особенно по поводу удачного замужества и рождения детей. Существовали специальные заговоры «на доброго жениха», которые читались (и исполнялись) только раз в году – на Параскеву.
Помимо собственно дня памяти святой (10 ноября по новому стилю), Параскеве посвящали все пятницы в году, это был ее день. Среди них было 12 особенных пятниц, которые назывались «именными», поскольку носили каждая свое название – Благовещенская, Успенская и т.п. Считалось, что соблюдение каждой из них дарует какую-либо чудодейственную помощь (избавляет от внезапной смерти, от какой-либо болезни и т.п.). Кроме того, существовали еще «обетные» пятницы – если в эти дни строго поститься и не работать, можно ждать исполнения загаданного желания. Как правило, обетные пятницы договаривались соблюдать сообща, всей деревней, и делали это, чтобы обеспечить хороший урожай. Наконец, были и торговые пятницы, которые приходились на 9 недель после Пасхи.
Православная церковь неоднократно выступала с осуждением всех суеверий, сопровождающих праздник Параскевы Пятницы. Однако народные верования оказались необыкновенно упорными. В глухих деревнях они живы по сию пору.