Контактные телефоны:

8-921-331-63-81

8-911-997-86-93

tur@polarstarspb.ru

Михаил Нестеров

5 апреля - начало августа 2012 г.

 

Русский музей, Корпус Бенуа, Набережная канала Грибоедова, 2.

Режим работы: 10.00 - 18.00, кассы закрываются на час раньше 10.00 - 17.00.

Выходной день – вторник.

 

К 150-летнему юбилею Михаила Васильевича Нестерова (31.05.1862 — 18.10.1942) Русский музей представляет масштабную выставку, которая включает около двухсот произведений живописи и графики из 11 музей России, а также из частных коллекций. Михаил Нестеров вошел в историю русской живописи как художник, ищущий и запечатлевающий душевную красоту человека и одухотворенность окружающей его природы. Он писал о своем творчестве: «Я избегал изображать сильные страсти, предпочитая им скромный пейзаж, человека, живущего внутренней духовной жизнью в объятиях нашей матушки-природы». Необыкновенно важной была для художника тема православия и духовного подвига монашества, особенности монастырского бытия. Он часто изображал монахов и монашек, причем в центре его внимания была глубокая гармония с миром, внутренняя тишина, свойственная этим людям. Их душевное состояние выражается в его картинах с помощью одухотворенного пейзажа, который как бы сливается с героями картин, составляет с ними единое неразделимое целое Божьего мира. При этом природа отличается хрупкостью и прозрачностью, написана сдержанными и неяркими красками, а в целом изображение видится как бы через легкую дымку. Такой пейзаж получил название нестеровского, по имени художника. Натуру Михаил Васильевич писал в окрестностях монастырей, по которым он много ездил – в частности, он предпринял путешествие в труднодоступный Соловецкий монастырь. Особенно часто Нестеров писал окрестности Троице-Сергиевой лавры, что связано с интересом художника к фигуре Сергия Радонежского – всего им написано 15 больших картин, посвященных великому русскому святому. Самая известная из них - раннее «Видение отроку Варфоломею», которое стало сенсацией передвижной выставки 1890г. Сам художник был убежден, что это лучшее его произведение. Интересовала Михаила Васильевича и тема неканонических духовных исканий русского народа: большой интерес у него вызывали старообрядцы, изображению которых он также посвятил немало картин.

 

После революции дальнейшее обращение к теме монашества было невозможно, и Нестеров сосредотачивается на портретном жанре. Художник стремится, чтобы его портреты были «отражением мыслей, чувств, деяний» изображаемых им людей, создает глубочайшие их психологические характеристики. Среди портретируемых им часто оказываются выдающиеся люди – философы И. Ильин, П. Флоренский и С. Булгаков, писатели Максим Горький и Лев Толстой, художники Виктор Васнецов, братья Корины, Ян Станиславский, физиолог Иван Павлов, архитектор Иван Щусев, скульпторы Иван Шадр и Вера Мухина и многие другие.

 

Представляемые в Русском музее произведения Нестерова, отражающие все периоды его творческой жизни, позволяют зрителям оценить эволюцию мастера, а также в полной мере насладиться творениями этого подлинного певца Святой Руси.