Контактные телефоны:

8-921-331-63-81

8-911-997-86-93

tur@polarstarspb.ru

Агатовые комнаты в Екатерининском парке Царского Села

Агатовые комнаты, в конце сентября 2013 года вновь распахнувшие двери перед восхищенными взорами посетителей, являются гимном вечной красоте, искусству и …женским причудам. Ведь именно благодаря капризу императрицы они обязаны своим рождением в конце XVIII века.

 

А все начиналось задолго до того. Счастливая мысль соединить вместе драгоценный камень и стены любимого кабинета первой, как известно, посетила королеву Пруссии Софию-Шарлотту в самом начале XVIII века. Присущий ей тонкий художественный вкус позволил расширить привычные границы применения камня, благодаря чему он ожил: превратился в мозаику, резное кружево, декоративные панно. В результате, как мы знаем, появился на свет Янтарный кабинет, более известный петербуржцам как Янтарная комната.

 

Вскоре после смерти Софии-Шарлотты недоделанный кабинет был получен в дар от прусского короля Петром I, желавшим обрадовать супругу. Однако дворца, достойного изысканного янтарного интерьера, в молодой северной столице не нашлось – везде шла стройка, - и след его затерялся вплоть до восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны. Истинная женщина, кокетка и капризница, прекрасноликая императрица не могла пройти мимо идеи создать кабинет-драгоценную шкатулку и повелела отделать сохранившимися янтарными панно свой Зимний дворец, что и было исполнено. Однако некоторое время спустя, когда новый дворец в Царском Селе вытеснил из сердца Елизаветы Петровны все другие резиденции, она приняла решение перенести янтарный кабинет туда, в Царское. Что опять же было исполнено, хотя и потребовало значительных переделок и больших финансовых затрат. И засияла Янтарная комната подлинным украшением российской короны, на зависть всем европейским дворам, не имевшим ничего подобного.

 

Век человека короток, даже если этот человек – императрица. После кончины Елизаветы Петровны и краткого периода правления Петра III на престол взошла Екатерина Алексеевна, императрица Екатерина Великая. Как мы знаем, ее царствование почти во всем превосходило все предыдущие, но в одном сравниться с Елизаветой, казалось, было невозможно – Янтарная комната оставалась по-прежнему самым блистательным дворцовым интерьером в Европе, и с этим было ничего не поделать. Но нет неразрешимых проблем, особенно когда речь идет о женских причудах и женском тщеславии. Задача перещеголять предшественницу была блестяще решена Екатериной: она создала свои Агатовые комнаты, в которых оригинальность отделки (невиданная европейцами недавно открытая уральская яшма), сочеталась со сдержанностью художественного решения (читай: с тонким вкусом). Да и вообще, Янтарная комната – одна, а Агатовых – целых семь! Счет явно в пользу Екатерины.

 

Идея создания Агатовых комнат в дошедшем до нас виде пришла в голову императрице не сразу. Сначала ей хотелось просто выстроить павильон для философских размышлений, что-нибудь в древне-греческом или древне-римском духе. «Античный дом», планировка и отделка которого строго соответствовали бы древним образцам - это то, что позволит ей уединиться от суеты и приземленности окружающей жизни и перенестись в мир духа. Осторожная и дальновидная, Екатерина принялась советоваться по поводу своей мечты с художниками и прочими людьми искусства. Шарль Клериссо предложил ей возвести реплику терм Диоклетиана (по сравнению с которыми Большой Екатерининский дворец показался бы небольшим парковым павильоном). Отвергнув эту идею как слишком расточительную, императрица, однако, уцепилась за мысль построить именно термы, как наиболее яркое проявление античного духа. Ну а дальше сама собой нарисовалась фигура Чарльза Камерона, который был известен как превосходный рисовальщик, любитель древностей и автор книжки «О древних термах». Так из женского каприза (пустого или нет – не нам судить) родилось великое произведение искусства.

 

Чарльз Камерон создал целый комплекс, в который помимо Холодной бани, частью которой и являются Агатовые комнаты, входит знаменитая Камеронова галерея, получившая название по имени архитектора, Висячий сад и пандус, связывающий весь ансамбль с парком. Строительство Холодной бани, сердца комплекса, продолжалось с 1780 по 1782 год, отделка и частичная переделка интерьеров (императрица лично курировала строительство и постоянно вносила коррективы) затянулась до 1788 года. В результате был создан неповторимый по красоте и гармонии ансамбль, доминантой которого стал павильон Холодной бани.

 

Холодная баня полностью отвечала своему назначению: внизу, на первом этаже, в павильоне располагались помещения для водных процедур – Купальный зал, теплая ванная, русская парная. Наверху находились комнаты для отдыха – Агатовые комнаты. Их роскошное убранство резко контрастировало с изысканными, но скромными интерьерами нижних комнат. Тот же контраст проявлялся и в отделке фасадов: если нижняя часть Холодной бани, украшенная аркадами, отделанными пудожским камнем, выглядела по-римски брутальной, то верхний этаж, с его летящей колоннадой и прорезанными нишами стенами, отличается легкостью, свойственной древнегреческим храмам. Всего комплекс Агатовых комнат включает семь помещений: Ротонду, наполовину выдвинутую в Висячий сад, Большой зал, Агатовый, Яшмовый и Овальный кабинеты, а также Библиотеку и Кабинетец. Три наиболее крупных и наиболее пышно украшенных помещения – Большой зал и Агатовый и Яшмовый кабинеты – располагаются по одной оси и образуют анфиладу.

 

Мысль отделать верхние комнаты терм драгоценным камнем принадлежала Екатерине, но пришла в голову императрице не сразу, поэтому архитектору пришлось переделывать наполовину готовый интерьер. Камерон принял решение установить яшмовые панно на известняковых плитах, что обеспечило бы особую долговечность отделке. Для этого, правда, пришлось уже готовые стены срезать на глубину в 9 см, иначе плиты слишком бы уменьшили помещение. Из драгоценных материалов в оформлении Агатовых комнат использовались около 30 сортов яшмы, в том числе уразовская яшма. Исключительно ею отделан Агатовый кабинет, которому она и дала название: в ту пору этот сорт яшмы носил наименование «мясной агат», по которому и стали яшмовые комнаты ошибочно именовать Агатовыми. Эта ошибка в названии – не единственная в истории комнат. В записях о них обильно упоминается «восточный горный хрусталь», однако никакого намека на него в интерьерах комнат нет. Загадку эту не так давно сумели разгадать исследователи, обнаружив, что «восточным хрусталем» в XVIII веке именовали жадеит, а в Царском Селе так же, по незнанию, называли похожую на него калканскую зеленую яшму.

 

Помимо яшмы, в интерьерах Агатовых комнат использовался и офиокальцит (уральский зеленоватый мрамор), а также бронза, живописные панно и вставки, лепные карнизы, барельефы и круглая скульптура. Полы были покрыты драгоценным наборным паркетом, который сохранился до сих пор. Перед реставраторами стояла задача лишь очистить и немного освежить старинный паркет, который практически без изъянов дошел до нас из далекого XVIII столетия.

 

Собственно, интерьер Агатовых комнат сохранился почти в первозданном виде – во время фашисткой оккупации сказалась исключительная прочность яшмы, отодрать которую от стен было невозможно. Фашистские вандалы удовольствовались тем, что вывезли всю скульптуру и вырвали настенные и напольные бронзовые украшения, все остальное осталось на месте. Однако старинные интерьеры требуют бережного ухода, а в условиях острого дефицита средств во время послевоенного восстановления музея-заповедника у реставраторов просто не доходили до них руки. Таким образом, высокая сохранность Агатовых комнат сыграла с ними злую шутку: незаметно они обветшали, а затем долго не находилось средств на их обновление и консервацию. В 2010 году вопрос финансирования работ был решен за счет негосударственных инвесторов и вот, всего 3 года спустя, Агатовые комнаты предстали во всем своем блеске.

 

Как же попасть в этот замечательный павильон? Очень просто: в Агатовых комнатах ныне располагается Детский центр музея-заповедника, который ждет посетителей с детьми. Для них сотрудники центра предлагают программу «В старой сказке говорится», во время которой юные посетители совершат виртуальное путешествие на Урал и познакомятся с уразовской и другими сортами яшмы, а затем, в сопровождении Хозяйки медной горы, совершат восхождение к высотам искусства интерьера – посетят Агатовые комнаты. В заключение дети смогут, по примеру Данилы-мастера, изготовить свой собственный Каменный цветок. Программа проводится для организованных групп ежедневно, кроме вторника и четверга. Предварительная запись обязательна (тел. 415-76-15)

 

ГМЗ «Царское Село» (Адрес: г. Пушкин, ул. Садовая, 7. Режим работы: с 10.00 до 18.00, вторник и последний понедельник месяца – выходные дни).