Контактные телефоны:

8-921-331-63-81

8-911-997-86-93

tur@polarstarspb.ru

5 мая – 275-летие Академии русского балета имени А.Я.Вагановой

Академия русского балета ныне одно из самых известных хореографических училищ в мире, цитадель и оплот классического балета, подлинное культурное сокровище нашего города.

 

История Академии уходит корнями в XVIII век, когда, 4 мая 1738 года, императрица Анна Иоанновна подписала указ о создании «Танцовальной Ея Императорского Величества школы». Этот указ был инициирован преподавателем танцев Сухопутного Шляхетского корпуса Жаном Батистом Ланде, которой и стал основателем, руководителем и первым педагогом школы. Перед ней ставились чисто утилитарные цели – готовить танцоров для придворного театра, причем обучали, в основном, бальным танцам. Помещения для школы были выделены в Зимнем дворце (третьем). Ланде отобрал 12 человек из детей дворцовой прислуги – поровну мальчиков и девочек - и приступил к обучению. Первый выпуск состоялся в 1741 году и был признан удачным. Опыт решено было продолжить.

 

В 1756 году Танцевальную школу преобразовали в Театральную, соответственно изменилась и расширилась образовательная программа. Теперь она включала в себя не только танец, но и драматическое искусство, обучение музыке, пению, рисованию, иностранным языкам. К концу XVIII века сложилась новая методика обучения, согласно которой воспитанники вначале изучали все учебные дисциплины, а затем, в соответствии с проявленными склонностями, направлялись на специализацию в том виде искусства, в котором сумели добиться наибольших успехов. В 1779 году училище переехало в здание Лейб-кампанского дома у Зимней канавки, в 1783 году - в дом Зейдлера (современная Кутузовская наб., 18). Затем школа сменила еще несколько адресов, пока, в 1836 году, ей не было выделено здание на Театральной улице (ныне – ул. Зодчего Росси). В нем Академия русского балета обитает и до сих пор.

 

На протяжение XIX века в Императорской Театральной школе преподавали ведущие иностранные хореографы, определявшие пути развития мирового балетного искусства, что позволило как поднять на высочайший уровень хореографическую подготовку воспитанников, так и овладеть всеми наисовременнейшими приемами балета.

 

Эпоха «великих французов» началась в Петербурге с приездом Шарля Дидло в 1801 году. Дидло проработал в школе 20 лет, при нем балетные классы вновь выделились в самостоятельную структурную единицу, была разработана система преподавания классического танца, определена продолжительность обучения – 7 лет (такова она и сейчас). Благодаря Дидло балетные классы Санкт-Петербургской императорской театральной школы вышли на новый уровень развития.

 

А в Петербург продолжали приезжать выдающиеся иностранные хореографы и педагоги: французы Жюль Перро, Артюр Сен-Леон, Мариус Петипа, швед Пер Христиан Йогансон, принесший в Петербург традиции датского королевского балета (он был учеником А.Бурнонвиля), итальянец Энрико Чекетти… Как ни странно, иностранцы сумели не только передать свое мастерство ученикам, а также сочинить прекрасные балеты для императорских театров, но и сформировали особый стиль русского балета, придавший ему собственную физиономию, отличавшую его от французской, датской или же итальянской балетных школ.

 

К рубежу XIX-XX веков училище выпустило целую плеяду талантливых танцовщиков, многие из которых вошли в историю мирового балета: Анна Павлова, Матильда Кшесинская, Тамара Карсавина, Ольга Спесивцева, Михаил Фокин, Вацлав Нижинский, Джордж Баланчин (творческий псевдоним, настоящее имя – Георгий Мелитонович Баланчивадзе), Федор Лопухов. Многие из этих танцовщиков участвовали в «Русских сезонах» Сергея Дягилева и вызвали сенсацию в Европе уровнем своего хореографического мастерства. Триумфальные гастроли Анны Павловой, ставшей воплощением образа балерины для всего мира, окончательно закрепили высочайшее реноме русской школы классического танца. Школы, которая создавалась в стенах Санкт-Петербургского императорского театрального училища, как к тому времени называлась Академия русского балета.

 

Революция 1917 года немногое изменила в жизни училища. Несмотря на голод, холод и разруху, педагоги продолжали заниматься с учениками, а в неотапливаемых театрах шли спектакли. В 1921 году в училище начала преподавать Агриппина Яковлевна Ваганова, бывшая его же выпускница. Ваганова создала принципиально новую систему обучения, которая была ею сформулирована в книге «Основы классического танца». Агриппина Яковлевна считала принципиально важным выработать у учеников правильную постановку корпуса, четкие позиции рук и ног, научить их осмысливать свои движения, которые, вместе с тем, должны быть технически безупречны. Она выучила множество талантливых балерин, которые упрочили славу русской балетной школы: Марина Семёнова, Ольга Иордан, Галина Уланова, Татьяна Вечеслова, Фея Балабина, Наталья Дудинская, Алла Шелест, Ольга Моисеева, Нинель Кургапкина, Алла Осипенко, Ирина Колпакова. За 30-летний срок преподавания Вагановой в Ленинградском хореографическом училище, как к тому времени называлась Академия, реноме учебного заведения поднялось на недосягаемую высоту – оно стало считаться хранителем лучших традиций классического балета, эталоном обучения хореографическому мастерству. В 1957 году, вскоре после смерти А.Я.Вагановой, училищу было присвоено ее имя.

 

В 1991 году учебное заведение в очередной раз поменяло имя, превратившись в Академию русского балета имени А.Я.Вагановой. Смена названия, однако, не изменила ни высокого статуса училища, ни его отношения к своим целям и задачам: оставаться хранителем канонов классического танца и воспитывать танцовщиков высочайшего уровня. Попасть на учебу в «вагановку», как именуют училище в народе, является заветной целью каждого, решившего посвятить свою судьбу классическому танцу, поскольку это одно из ведущих хореографических училищ мира. Пожелаем же Академии русского балета дальнейшего процветания, талантливых учеников и мудрых педагогов!