Контактные телефоны:

8-921-331-63-81

8-911-997-86-93

tur@polarstarspb.ru

4 июня – 110 лет со дня рождения Евгения Мравинского

Жизнь Евгения Александровича Мравинского нераздельно связана с нашим городом, из которого он надолго отлучался только на время эвакуации в 1941-1944 годах. Здесь, в Петербурге, он появился на свет - 4 июня (22 мая) 1903 года. Здесь же, в Ленинграде, он окончил свои земные дни – 19 января 1988 года.

 

Выходец из дворянской семьи, Евгений Мравинский рано ощутил свое призвание, однако в юности слегка поборолся с ним и поступил на естественный факультет Петроградского университета. Сложности жизни в эпоху военного коммунизма побудили юношу искать заработок и он устроился в миманс Мариинского театра. Позже он перейдет на работу концертмейстером в Ленинградское хореографическое училище, затем опять окажется в Мариинском театре, на этот раз уже в профильной должности – дирижера. Университет Мравинский бросил, зато поступил сначала в дирижерско-хоровые классы при Ленинградской академической капелле, а затем в Ленинградскую консерваторию, где последовательно обучался на отделениях композиции и дирижирования. После окончания консерватории в 1932-1938 годах работал в Мариинском театре, главным образом на балетных спектаклях – администрация спешила использовать его богатый опыт работы в хореографическом училище.

 

В 1938 году произошло знаковое событие в жизни Евгения Александровича: он выиграл первую премию на Первом Всесоюзном конкурсе дирижёров, проходившем в Москве. Следствием победы в этом конкурсе стал приход Мравинского в Ленинградскую филармонию, где он возглавил оркестр – ныне он носит пышное название «Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии». Под руководством Мравинского, которое растянулось на целых 50 лет, этот музыкальный коллектив и стал «заслуженным», а также поднялся на уровень одного из лучших оркестров мира. Играть с Мравинским считалось огромной честью для музыкантов, а принимать его оркестр у себя – величайшей привилегией для театров и концертных залов. Упоминание того, что «здесь выступал Мравинский» сразу поднимало статус сценической площадки в глазах зрителей.

 

Особую роль в жизни Евгения Александровича сыграло знакомство с Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем. На конкурсе в 1938 году он исполнял Пятую симфонию композитора, и она принесла ему победу. В работе над Пятой симфонией – а на конкурсе в Москве было ее первое исполнение - сложился творческий тандем Мравинского и Шостаковича: именно этому дирижеру композитор доверил первое исполнение своих Пятой, Шестой, Восьмой, Девятой и Десятой симфоний. Восьмая симфония даже носит посвящение Евгению Александровичу. Шостакович оставил воспоминания о сотрудничестве с Мравинским, где подчеркивает кропотливую скрупулезность работы дирижера над партитурой, входившего во все мельчайшие нюансы исполняемого произведения. Помимо симфоний Шостаковича, Мравинский оставил блестящие интерпретации произведений П.Чайковского, С.Прокофьева, А.Хачатуряна, Л.Бетховена, Г.Берлиоза, И.Брамса, А.Брукнера, Р.Вагнера, Г.Малера и многих других.

 

Будучи чрезвычайно авторитарным в работе, дирижер славился простотой и доступностью в общении вне сцены, был отзывчивым человеком. Однако к своей работе он относился очень серьезно, в стремлении к совершенству музыкального звучания был абсолютно беспощаден и к себе, и к музыкантам. И ощущал особое благоговение перед сценой – перед великой сценой Ленинградской филармонии, а ранее Дворянского собрания Санкт-Петербурга, сценой, которая слышала многих великих музыкантов.

 

Рассказ об этом выдающемся дирижере хотелось бы завершить выдержкой из воспоминаний А.И.Соколова, фаготиста из оркестра Ленинградской консерватории, много проработавшего вместе с Евгением Александровичем. Вот как отреагировал Мравинский в ответ на замечание мемуариста, что работать в оркестре интересно, но вместе с тем страшно: «Евгений Александрович пристально разглядывает меня и потом говорит: “А Вы знаете, я работаю на этой сцене уже скоро 20 лет, и мне тоже каждый день очень страшно, а особенно страшно перед концертом. Так и должно быть. Как только это чувство исчезнет, значит, Вы потеряли что-то очень важное и в Вашей жизни и в Вашей профессии... “».

 

Удивительный был человек, недаром в историю музыки он вошел с эпитетом «великий».