Контактные телефоны:

8-921-331-63-81

8-911-997-86-93

tur@polarstarspb.ru

12 апреля – 190 лет со дня рождения Александра Островского

Жизнь Александра Николаевича Островского почти не соприкасалась с Петербургом, однако влияние, оказанное им на судьбы русского театра, было столь огромным, что его юбилей невозможно обойти вниманием в северной столице.

 

Родился будущий драматург 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве, в семье стряпчего, выходца из духовного сословия. Отец Александра Николаевича вел судебные тяжбы и вращался в кругах богатого московского купечества, куда мечтал ввести в будущем и сына. Мальчик получил начальное образование дома, затем учился в Первой гимназии и на юрфаке Московского университета. Вступив в конфликт с преподавателем, оставил университет и поступил на работу писцом в один из московских судов, где, на радость отцу, проработал целых 8 лет.

 

Однако страсть к сочинительству, рано обнаружившая себя, все-таки победила здравомыслие и уважение к отцу: Островский подает в отставку и посвящает себя литературному труду. Круг его литературных интересов определился практически сразу: Александр Николаевич стал неподражаемым бытописателем купеческих нравов, обобщив в своих произведениях те характерные типы, которые он наблюдал вокруг себя в Замоскворечье. Его пьесы, во главу угла которых ставились острые этические конфликты противостояния яркой личности и косной купеческой среды, помимо этого блестяще раскрыли особенности русского национального характера и менталитета, живописали мятущуюся и противоречивую «русскую душу». И. А. Гончаров писал о нем: «Островский… исписал всю московскую жизнь, не города Москвы, а жизнь московского, то есть великороссийского государства».

 

Велика роль А.Н.Островского в основании русской театральной школы. Театру он не только подарил яркий и обширный репертуар – всего им написано около 50 оригинальных пьес и 22 литературных перевода, - но и реформировал отечественную школу актерской игры. Дело в том, что в его пьесах фактически не было разделения на главных и второстепенных героев – для развития действия все они были необходимы, нужен был слаженный актерский ансамбль. Это было новым словом в искусстве российского театра, поэтому драматургу пришлось самому создавать свою труппу, которая являлась бы единым ансамблем, коллективом единомышленников. Отличал Островского и новый взгляд на роль текста, который является в его произведениях одной из главных характеристик персонажа. Писатель был очень внимателен к нюансам разговорной речи, к использованию ярких народных выражений, благодаря чему он наделял каждого из своих персонажей характерной языковой интонацией, которую нужно было уметь донести до зрителя. Кроме того, Александр Николаевич требовал от актеров максимально реалистичной манеры игры – зрители должны были увидеть на сцене таких же людей, как они сами, поверить в достоверность персонажей, их чувств и отношений. В этом Островский предвосхитил творческие поиски К.С.Станиславского, который себя называл его последователем.

 

Вот уже полтора века идут на сценах отечественных театров пьесы А.Н.Островского, однако они не утратили свою современность. Хотя давно канул в лету мир приказчиков, купцов, стряпчих и иже с ними, но ярко обрисованные Островским характеры все так же узнаваемы и знакомы, а приметы неустроенной российской действительности не только не исчезли, но почти и не изменились. Именно поэтому нет ни одного уважающего себя драматического театра, в репертуаре которого не было бы пьес этого драматурга. С творчеством Островского можно познакомиться и в театрах нашего города, что особенно уместно сделать в день его юбилея.