Контактные телефоны:

8-921-331-63-81

8-911-997-86-93

tur@polarstarspb.ru

11 июня – 155 лет назад освящен Исаакиевский собор

Хитроумная и запутанная история строительства Исаакиевского собора затянулась на полтора века, благодаря чему заложенный еще Петром Великим храм принял задуманный основателем грандиозный облик только при Александре II. В общем, такой нетипичный даже для России сверх-долгострой.

 

10 июня 1710 года был освящен первый Исаакиевский собор. Согласно запискам А.И. Богданова, первого историка Петербурга, он располагался в бывшем чертежном амбаре при Адмиралтействе и возник по личному указанию императора. Петр чтил память малоизвестного на Руси преподобного Исаакия, в день поминовения которого родился. Исаакиевскую церковь расширяли и перестраивали по приказу императора, хотя пока она еще оставалась деревянной. 1 марта 1712 года в первой Исаакиевской церкви состоялось венчание Петра I и Екатерины - царь венчался под псевдонимом «адмирала Петра Михайлова», но свадьба была самая настоящая, хотя и весьма скромная для царских особ. Церковь, при этом оставалась довольно неказистой, в ней было сыро и холодно. Не последнюю роль в этом играло ее неудачное местоположение - почти у самого берега Невы, где ее постоянно заливало водами. В последующем Петр еще более повысил статус Исаакиевской церкви, повелев в 1723 году, чтобы присягу офицеры Балтийского флота и работники Адмиралтейства приносили именно здесь.

 

В 1717 году, опять же по указу Петра и при его личном участии, была заложена каменная, вторая, Исаакиевская церковь. Строилась она рядом с деревянным храмом по проекту Г.И.Маттарнови. Возведение этого храма затянулось на целое десятилетие, причем уже в процессе строительство было ясно, что здание неудачно расположено, и постоянные размывы грунта под ним не дадут простоять ему долго.

 

Так и случилось – бесконечные ремонты давали мало толку и при Елизавете Петровне церковь разобрали с тем, чтобы построить собор во имя Исаакия Далматского на новом месте. Его выбирал блестящий архитектор той эпохи Савва Чевакинский, он же начал предварительные работы по расчистке территории. Однако после смерти Елизаветы Петровны архитектор был отстранен от этой работы, разработка проекта и контроль за строительством собора были поручены Антонио Ринальди – любимому зодчему Екатерины II. Ринальди предолжил возвести пятикупольный храм в классическом стиле (модель его хранится в музее Академии Художеств), пышно украшенный мрамором. Строительство собора опять затянулось – уже в который раз! – и до смерти императрицы успели построить только первый этаж храма. Правда, во всем блеске мраморной отделки.

 

С новым императором, находившемуся в оппозиции ко всему, что напоминало ему о правлении матери, Ринальди дела иметь не стал и уехал на родину. По приказу Павла I верхнюю часть собора достроили кирпичом по сильно упрощенному проекту В. Бренны. Сочетание мрамора первого этажа и голого кирпича надстройки выглядело настолько комичным, что сложилась даже эпиграмма, гулявшая по Петербургу:

 

Двум царствованиям памятник приличный:

 

Низ мраморный, а верх кирпичный.

 

Тем ни менее строительство собора завершили и 11 июня 1802 г., в присутствии уже императора Александра I, митрополит Амвросий освятил «третий» Исаакиевский собор. Однако вид его вызывал брожение в умах горожан и уже через несколько лет был объявлен конкурс на перестройку собора, который выиграл Огюст Монферран. Условия конкурса были сложны: нужно было сохранить «ринальдиевскую» мраморную отделку, уместить во внутреннем пространстве все 3 уже освященных престола, возвести купол на прежних пилонах и при этом придать сооружению величественный и монументальный вид.

 

Первый проект Монферрана, хоть и был утвержден, но вскоре показал свою несостоятельность – строительство было приостановлено. Архитектор разработал новый проект, согласно которому появились новые пилоны, способные прочно удержать огромный центральный купол собора. Задуманные первоначально малые купола по четырем сторонам упразднялись, вместо них углы оформляли встроенные в стены колокольни и скульптурные группы. Все четыре стороны собора украшались мощными колонными портиками, что подчеркивало монументальное, квадратное в плане тело храма – помимо решения чисто архитектурных задач, здесь играло роль и символическое значение, ведь квадрат символизирует устойчивость, прочность и неизменность.

 

Второй проект Монферрана был утвержден в 1825 году. К строительству приступили сразу же и оно… опять затянулось. Только 11 июня 1858 г. новый собор был освящен митрополитом Григорием в присутствии царской семьи. Правда, храм уже не вызывал нареканий петербуржцев. Собор было богато украшен внутри и снаружи – гранитом, мрамором, малахитом, лазуритом, бронзовой скульптурой, мозаикой. Колонны для величественных портиков высекались из монолитного гранита, их транспортировка и последующая установка считались чудом инженерной мысли того времени. Купол храма был основан исключительно на металлоконструкциях, что было тоже новым словом в архитектуре середины XIX века. А сам силуэт купола с тех пор стал визитной карточкой нашего города.

 

Новый собор был столь внушительным, что сразу занял место главного храма столицы. Он стал кафедральным – то есть здесь разместилась кафедра (трибуна) митрополита для обращения к пастве с проповедью. 

 

Огюст Монферран вскоре после освящения собора умер. Он обращался к государю с просьбой об упокоении под сводами возведенного им храма, однако в этом ему было отказано. После отпевания архитектора, гроб с его телом трижды обнесли вокруг его главного детища, а затем он отправился во Францию, на родину зодчего.

 

После революции 1917 года Исаакиевский собор был разорен, его богатая ритуальная утварь конфискована в фонд помощи голодающим Поволжья. В 1928 году службы в храме прекратились. Впрочем, сознание того, что Исаакиевский собор является шедевром архитектуры, подтолкнуло власти сначала открыть здесь музей (в 1948 году), а затем провести комплексную реставрацию (храм пострадал во время Великой Отечественной войны). С 1990 году в соборе возобновлены церковные службы, однако главным хозяином храма по-прежнему является музей.